В условиях современного бизнеса услуга факторинга становится все популярнее. Компании получают возможность приобрести товар с длительной отсрочкой платежа. Поставщики сразу получают оплату (от факторинговой компании) за поставку и исключают риск кассового разрыва.

    Так как для многих такая услуга малознакома, то распространяются мифы и заблуждения о факторинге. Пора с ними разобраться. Но сначала о том, что такое факторинг вообще.

    Суть факторинга

    Факторинговая компания может за определенную комиссию оплатить поставку за покупателя. А поставщик уступает право требования дебиторской задолженности.

    Например, покупатель не может здесь и сейчас оплатить товар. Тогда он просит поставщика предоставить отсрочку платежа, пусть на 2 месяца. Поставщику же, в свою очередь, тоже нужны деньги именно сейчас, чтобы не допустить кассовый разрыв.

    Чтобы не терять выгодный заказ, поставщик может привлечь факторинговую компанию. Она оплатит поставку после отгрузки товара за покупателя. А потом будет уже с него требовать возврат денег через 2 месяца. Естественно, за свою услугу фактор берет комиссию.

    Цели факторинга:

• Покупатель товара может добиться длительной отсрочки платежа. • Возможность увеличить оборот и расширить ассортимент. • Получение товара без денег. • Шанс для поставщика увеличить круг покупателей и не упустить выгодный заказ.

    Мифы и факты о факторинге

    Миф 1: факторинг – это кредит

    Так думают многие, потому что обычно услугу факторинга предлагают банки.

    Для поставщика здесь кредитом не пахнет. Он сразу получает деньги за товар. Дальше уже фактор (в случае с безрегрессным факторингом) сам требует деньги с дебитора.

    Для покупателя у факторинга есть что-то общее с кредитом. Здесь также финансовая компания предоставляет деньги, которые нужно вернуть в установленный срок. Но есть ряд отличий:

• Небольшой срок, редко превышающий 6 месяцев. • Целевое назначение: деньги даются не на любые нужды, а исключительно на оплату поставки конкретного товара. А если говорить точнее, то деньги не даются вообще, а сразу перечисляются на счет поставщика. • Для оформления факторинга не нужно предоставлять залог. Он требуется, когда в банке запрашивается крупная сумма кредита. В случае с факторингом фактор сам определяет лимит финансирования, исходя из финансового состояния дебитора. Ему залог не нужен. Он просто откажет в услуге, если сумма за поставку слишком большая. • Как правило, комиссию за услугу платит поставщик (но не всегда). То есть фактор удерживает свой процент от суммы, которую вернул покупатель.

    Миф 2: факторинг – способ исключить риски для продавца. Часто поставщики специально обращаются к фактору, чтобы избежать риски невыполнения обязательств со стороны дебитора.

    Да, есть факторинг с регрессом и без. Второй отличается тем, что факторинговая компания сама занимается взысканием долга с покупателя, если тот вовремя не рассчитался с ним.

    В данном случае продавец на самом деле защищен. Но, во-первых, факторинг без регресса обходится обычно дороже. Во-вторых, он доступен не всегда, если у фактора есть сомнения в платежеспособности дебитора.

    Миф 3: факторинг отнимет много денег

    На размер комиссии влияют разные факторы:

- факторинг с регрессом или без; - срок; - условия самого фактора; - репутация контрагентов; - наличие и размер дополнительных комиссий.

    По сути, здесь также есть годовая процентная ставка, и нельзя точно сказать о ее размере. Она может быть как выше средних ставок по кредитам, так и ниже. Все зависит от факторов, указанных выше. Если в качестве дебитора выступает крупный и надежный покупатель, то есть шансы оформить факторинг на выгодных условиях.

    Еще следует учитывать срок. Как правило, факторинг оформляется на 1-6 месяцев. За это время много денег в качестве комиссии фактор не потребуется. Тем не менее, факторинг на самом деле часто оказывается дороже кредита.

    Миф 4: платит за услугу всегда поставщик

    В большинстве случаев это так. Продавец обращается к фактору, который сразу частично оплачивает поставку за покупателя. За это факторинговая компания и удерживает комиссию потом в момент окончательного расчета с поставщиком.

    Но не всегда инициатором привлечения фактора является продавец. Бывает так, что именно покупателю нужно срочно получить товар с длительной отсрочкой платежа. Тогда он привлекает фактора и платит комиссию. Такой факторинг называется реверсивным.

    Миф 5: факторинг сложно оформить

    Казалось бы, это не кредит, и обеспечение не требуется. Даже недостаточная платежеспособность не является веским поводом для отказа со стороны фактора. Проще говоря, у фактора не так много гарантий.

    Практика показывает, что факторинговые компании лояльно относятся к молодым компаниям. Это не значит, что проверок не будет вообще, ведь фактору нужно иметь хоть какие-то подтверждения возврата денег. Но эти проверки в большей степени касаются изучения финансового состояния дебитора, а не поставщика.

    Если у фактора есть сомнения в платежеспособности дебитора, то шансы на одобрение финансирования остаются. Но, возможно, будет высокая комиссия, либо повышенные риски для поставщика, так как для него предложат только факторинг с регрессом.

Нижний Новгород