Факторинг – финансовая услуга для контрагентов, которые заключают сделку на поставку товара с отсрочкой платежа. Участвуют 3 стороны:
• Дебитор – покупатель товара.
• Кредитор – поставщик товара.
• Фактор – банк или факторинговая компания.
Факторинг становится все популярнее среди предпринимателей. Дебитору услуга требуется, когда у бизнесмена нет денег на оплату поставки товара в данный момент. То есть ему нужна отсрочка оплаты. Подразумевается, что покупатель после реализации товара (получение выручки) потом сможет оплатить поставку.
О факторинге простыми словами
Допустим, есть производитель мебели, которому срочно требуется закупка досок. Однако денег у фабрики на данный момент нет. Она хочет найти поставщика, который согласится отгрузить товар с отсрочкой платежа на 1 месяц. Фабрика рассчитывает до этого момента выполнить заказ по изготовлению мебели, продать и получить деньги для расчета с поставщиком.
Фабрика находит деревообрабатывающий комбинат и делает предложение о покупке досок с отсрочкой платежа. Комбинат не хочет терять выгодный заказ, но и денег в обороте у него не так много.
Тогда поставщик встает перед выбором:
- Согласиться на отсрочку и допустить кассовый разрыв. Дело в том, что комбинату тоже нужны деньги здесь и сейчас, так как требуется потом еще закупать древесину для будущих заказов, платить зарплату работникам и т. д.
- Отказаться от выгодного заказа – потерять деньги.
Решить проблему можно за счет факторинга. Одна из сторон решает обратиться к фактору. Это может быть дебитор (реверсивный факторинг) или продавец. Факторинговая компания оплатит поставку досок за покупателя. То есть поставщик сразу получит деньги за товар и ликвидирует кассовый разрыв.
С момента оплаты поставки после отгрузки товара дебитор должен будет деньги фактору. Естественно, за услугу придется заплатить, так как факторинговая компания возьмет свой процент от объема поставки.
Если факторинг приводит к издержкам, то почему его популярность растёт? Свои плюсы у услуги есть.
Плюсы факторинга для покупателя:
• Возможность получить товар, когда он срочно требуется, а денег в данный момент нет.
• Расширение ассортимента и увеличение объема продаж.
• Возможность получить дисконт при закупке товара от поставщика за счет полной оплаты поставки.
• Возможность добиться длительной отсрочки.
Плюсы факторинга для поставщика:
- Нивелирование риска допустить кассовый разрыв. Поставщику не нужно ломать голову над тем, где взять деньги для оборотного капитала. За поставку товара уже заплатит фактор, и деньги можно направить на дальнейшее производство.
- Исключение риска невозврата денег. Есть факторинг с регрессом и без. Суть первого в том, что поставщик обязан вернуть деньги за поставку факторинговой компании, если дебитор с ней не расплатится. Однако это редкий вариант сделки, так как продавцы не хотят рисковать. Обычно оформляется факторинг без регресса, где все риски ложатся на плечи факторинговой компании. Это плюс для поставщика, который не уверен в своем контрагенте. Однако не каждый фактор готов одобрить безрегрессный факторинг, если не знаком с дебитором. То есть покупатель не является проверенным клиентом факторинговой компании.
- Привлечение большего числа контрагентов. В условиях современного бизнеса все больше покупателей предпочитают работать с отсрочкой платежа. Если поставщик не готов на такое сотрудничество, то может потерять много клиентов, которые уйдут к конкурентам. Факторинг позволяет не отказываться отсрочки платежа, предложить покупателям выгодные условия поставки и обеспечить с ними долгосрочное сотрудничество.
Факторинг на самом деле часто может выручить и поставщика, и покупателя. Однако не нужно забывать о минусах. Главный недостаток – услуга платная. Фактор обычно оплачивает не всю поставку товара, а примерно 70-100%. Затем, когда дебитор рассчитается с факторинговой компанией, то вторая возвращает поставщику оставшуюся часть денег за исключением своей комиссии.
Обычно фактора привлекает поставщик, поэтому он и платит комиссию. Она зависит во многом от вида услуги (с регрессом или без), надежности дебиторов и срока. То есть здесь также имеется годовая ставка, и размер комиссии зависит от числа дней, на которые заключается договор.
Если факторинг является реверсивным (за оформлением обращается покупатель), то платит комиссию обычно дебитор.
Услуга не всегда доступна. Фактор рисковать не любит. Высокие шансы на одобрение будут, если дебитор отличается высокой надежностью, кредитным рейтингом, имеет отношения с фактором (положительную кредитную историю, уже выполненные ранее обязательства по факторингу).
Если у фактора есть сомнения в платежеспособности дебитора, то возможны:
- отказ;
- только дорогой факторинг с регрессом;
- не самые выгодные условия касаемо комиссий и размера оплаты поставки товара.
Третий минус касается продавца при факторинге без регресса. В таком случае он не только тратит деньги на услугу, но и рискует остаться в итоге должен фактору, если дебитор не выполнит долговые обязательства.
Несмотря на эти недостатки, факторинг является сегодня востребованной услугой, так как плюсы все же часто перевешивают минусы.