Факторинг – финансирование поставки товара или оказания услуги с условием переуступки прав требования дебиторской задолженности. Услуга позволяет производителю увеличить количество заказчиков и ликвидировать кассовый разрыв. А для покупателя факторинг позволяет получить товар с отсрочкой платежа.

   Пример факторинга

   Проблема в том, что не все заказчики готовы работать с полной оплатой товара или услуги. Из-за нехватки денег и риска допустить кассовый разрыв они предпочитают приобретать товар с отсрочкой платежа.

   Также далеко не каждый поставщик способен всегда работать с отсрочкой платежа. Все из-за того же риска кассового разрыва.

   Например, есть производитель автомобильных деталей. Сеть автомагазинов хочет сделать крупный заказ у него, но с условием отсрочки платежа. Производителю не хочется терять крупный и выгодный заказ, ведь он принесет потом немало денег.

   Однако все средства в обороте. Если производитель сейчас поставит детали без оплаты, то у него потом не будет денег для нового производства. Чтобы не терять заказчика поставщик может обратиться в факторинговую компанию.

   Фактор в данном случае будет выступать стороной договора. Он после доставки и отгрузки деталей сети автомагазинов оплатит поставщику товар в размере до 100%. Т. е. производитель сразу же получит почти все деньги за детали. Он сможет пустить их в оборот и ликвидировать кассовый разрыв.

   Далее сеть магазинов будет уже должна деньги не производителю деталей, а факторинговой компании.

   Факторинг выгоден обеим сторонам сделки. Но важно понимать, что есть два вида факторинга: с регрессом и без. Они очень сильно отличаются. И эти отличия касаются в большей степени поставщика. А в чем разница?

   Регрессный и безрегрессный факторинг

   Уже понятно, что после привлечения факторинговой компании дебитор будет должен отдать деньги за товар не поставщику, а фактору, так как именно он уже все оплатил.

   Если речь идет о факторинге с регрессом, то риск невыполнения обязательств со стороны дебитора ложится на поставщика. Т. е. если заказчик не смог в итоге оплатить товар, то факторинговая компания будет требовать их с поставщика.

   Видно, что такой вариант факторинга менее выгоден для клиента. Но обойдется дешевле, так как комиссия фактора ниже.

   Соответственно, факторинг без регресса отличается тем, что фактор сам будет добиваться возврата денег, если дебитор не будет их возвращать.

   Все просто:

• Факторинг без регресса нивелирует риски, но обходится дороже.
• Факторинг с регрессом опасен, но выгоден в финансовом плане.

   Большинство поставщиков выбирают безрегрессный факторинг, так как понимают риски. Допустим, дебитор обанкротился и не смог вернуть фактору деньги. Тогда поставщику придется выкручиваться. Во-первых, товар уже потерян. Во-вторых, деньги за него получены и использованы. В-третьих, нужно эти самые деньги где-то найти и вернуть фактору. Возможно, придется для этого брать кредит и потом еще переплачивать проценты.

   Настоятельно не рекомендуется выбирать факторинг с регрессом, если:

- сложно проверить финансовое состояние контрагента;
- заказчик из другого региона или страны.

   Если поставщик уверен в заказчике, допустим, давно сотрудничает с ним, а самим контрагентом выступает крупная компания со стабильным финансовым положением, то есть смысл задуматься о регрессном факторинге, чтобы сэкономить. Но риски будут оставаться всегда.

Нижний Новгород