Факторинг


Факторинг – финансовая услуга, суть которой заключается в уступке дебиторской задолженности. Стороны сделки:

  • Кредитор (продавец, поставщик товара или услуги). Компания, которая производит товар или оказывает услугу.
  • Дебитор (покупатель). Компания, которая закупает товар.
  • Фактор. Финансовая организация (как правило, банк), которая оказывает услугу факторинга.
О факторинге простыми словами

   Ситуация: торговая сеть строительных материалов остро нуждается в поставке товара для реализации и получения прибыли. Цель – увеличить оборот и доход. Но сети удобнее работать с отсрочкой платежа за поставку.

   Проще говоря, у сети нет, либо недостаточно денег, чтобы здесь и сейчас оплатить всю поставку. Тогда она ищет производителя, который согласится поставить материалы с условием отсрочки платежа.

   Торговая сеть обращается к производителю строительных блоков с выгодным заказом на закупку крупной партии с отсрочкой платежа через 2 месяца.

   Логика проста: сеть получает сейчас блоки и продает их, чтобы получить прибыль. После этого у нее появится достаточная сумма для оплаты поставки блоков в пользу производителя.

   Поставщик не хочет отказываться от выгодного заказа, так как сеть легко сможет уйти к конкуренту, который готов согласиться на отсрочку платежа. Но тогда появляется вероятность появления кассового разрыва. То есть пока поставщик будет ждать 2 месяца деньги за товар, ему самому не хватит средств для обеспечения дальнейшего производства.

   Поэтому поставщик ищет варианты решения проблемы. Один из них – факторинг. Компания обращается в факторинговую компанию, чтобы она оплатила поставку после отгрузки товара. Получается, что поставщик не ждет 2 месяца, а сразу получает деньги, которые может пустить в оборот.

   А право требования денег с покупателя передается после этого именно фактору. То есть торговая сеть платить за полученные блоки будет уже факторинговой компании.

Поставщик решает сразу ряд задач:

  • не упускает выгодный заказ;
  • получает деньги за поставку сразу и ликвидирует кассовый разрыв;
  • выделяется среди других поставщиков, так как за счет факторинга привлекает постоянных покупателей, которые предпочитают закупать товар с отсрочкой платежа;
  • нивелирует риск невыполнения обязательств со стороны дебитора, если речь идет о факторинге без регресса.

Как работает факторинг


   Инициатором привлечения фактора может стать любая сторона. Если речь идет о стандартном факторинге, то это делает продавец. Покупатель потом просто получает уведомление по данному факту (открытый факторинг) и переводит деньги за товар потом на счет фактора. Соответственно, обычно и комиссию за услугу платит продавец.

Примерная схема факторинга:

  1. Заключение договора на поставку и отгрузка товара. После этого покупатель становится дебитором продавца.
  2. Подача заявки на факторинг. Имея документы, подтверждающие факт поставки (счет-фактура, путевой лист, ТТН или др.), можно подавать заявку.
  3. Проверка компаний. Факторинговая компания будет проверять клиента и его контрагента, то есть покупателя. Ему важно убедиться в его платежеспособности и оценить риск невыполнения обязательств.
  4. Заключение договора с фактором. На данном этапе оформляется акт уступки денежных требований, а продавец получает деньги за поставку товара. После этого право получения оплаты за товар переходит фактору.
  5. Финальный расчет сторон. Когда фактор получит от дебитора полную сумму за поставку товара, происходит окончательный расчет.

Условия и комиссия фактора


   На этапе заключения договора продавец получает за поставку не всю сумму, а примерно 70-100%. Сумма зависит от условий самого фактора, длительности отсрочки, вида услуги и финансового состояния дебитора.

   Факторинговая компания выполняет функцию рейтингового агентства и кредитного бюро. Она изучает дебиторов, оценивает их финансовое состояние. Например, фактор узнает о наличии других долговых обязательств, фактах срыва сроков по иным сделкам и т. д. Чем выше риски фактора, тем хуже условия: аванс ниже, комиссия – выше.

   Проще говоря, нет гарантии, что факторинговая компания одобрит услугу. Если дебитор не может похвастаться высокими финансовыми показателями, либо в принципе является небольшой молодой компанией, то вероятность отказа будет высокой.

   Стоит сказать, что крупные факторинговые компании имеют среди клиентов уже проверенные организации. Оформление факторинга с такими проходит быстро и на выгодных условиях.

   Итак, сначала за поставку платят до 100%. Окончательный расчет будет по факту возврата денег со стороны дебитора в пользу фактора. После этого второй возвращает продавцу остальную сумму, оставляя себе комиссию.

   В целом нельзя точно сказать, во сколько обойдется факторинг. Здесь также есть годовая ставка, которая часто приближена к процентам по кредитам. Но, опять же, все зависит от финансового состояния контрагентов.


Кратко о видах факторинга


   Самый распространенный вид – обычный открытый факторинг без регресса. Открытый, потому что фактор уведомляет покупателя, что теперь он должен переводить деньги за поставку ему. Сроки при этом не меняются, то есть остаются такими же, как и в договоре с продавцом.

   Факторинг без регресса значит, что риски ложатся на плечи фактора. Если дебитор не вернет деньги в установленный срок, то это проблемы уже факторинговой компании. Обходится такая услуга дороже. Также безрегрессный факторинг доступен не всегда из-за недостаточной надежности покупателя.

   Факторинг с регрессом доступнее и дешевле, но повышает риски продавца. Если дебитор не вернет деньги фактору, то их будут требовать именно с продавца.

   Суть закрытого факторинга в том, что покупатель не знает об участии в сделке факторинговой компании.

   Отдельно стоит рассказать о реверсивном факторинге. В данном случае договор с фактором заключает не продавец, а покупатель. Так тоже часто бывает, что продавец не хочет работать с длительной отсрочкой платежа. Тогда покупатель берет ситуацию в свои руки. И платит комиссию за факторинг тоже дебитор.


Плюсы факторинга:

  • Финансирование сразу, а не с отсрочкой;
  • Поставщику проще оформить факторинг, а не кредит;
  • Не нужен залог, так как им выступает дебиторская задолженность;
  • Шанс малому бизнесу получить финансирование, если банки ему отказывают в кредитовании;
  • Ликвидация кассового разрыва;
  • Защита риска невозврата денег для поставщика в случае с безрегрессным факторингом;
  • Возможность добиться длительной отсрочки платежа для покупателя.

Минусы факторинга:

  • Возможен только безналичный расчет;
  • Доступен не всегда из-за финансового состояния дебитора. Компаниям со скромным оборотом обычно доступен только факторинг с регрессом;
  • Риски поставщика при факторинге с регрессом;
  • Не все контрагенты согласны на привлечение фактора.

Нижний Новгород